Автоматическая фиксация нарушений на дороге |
Согласно КоАП РФ1, к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку2.
Показания специальных технических средств должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении (подробнее о проверке заполнения протокола) или постановлении по делу об административном правонарушении.
Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, зафиксированном в автоматическом режиме, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Системы автоматической видеофиксации нарушений стали устанавливать на дорогах России в 2007-2008 годах. Пока устройства использовались в пилотном режиме и в ограниченном количестве, особых поводов для опротестования их показаний у водителей не было.
Однако по прошествии времени все чаще стали возникать случаи ошибочной фиксации нарушений. Громкие скандалы были связаны с одним из часто используемых комплексов – «Стрелка-СТ». Несколько лет назад эта система прославилась тем, что фиксировала у всех водителей одну и ту же скорость – 82 км/ч, хотя многие уверяли, что не превышали 60 км/ч.
Дополнительные проверки данных приборов не выявили особых нарушений в их работе, поэтому эти комплексы продолжают устанавливать. В настоящее время чаще всего они встречаются в Москве и Подмосковье.
Обычно видеозапись, которая должна проводиться прибором в обязательном порядке, либо вовсе отсутствует, либо хранится недолго. Поэтому истребовать доказательства правонарушений водителям крайне сложно.
Автоматической фиксацией нарушений в настоящее время охвачены практически все регионы России. Не установлены автоматические комплексы наблюдения только в Дагестане и Чукотском автономном округе. В общей сложности насчитывается примерно 2,7 тысяч стационарных и 3,7 тысяч передвижных комплексов для отслеживания нарушителей. Все данные о нарушениях собираются в Центрах автоматической фиксации, по регионам. В этих же Центрах оформляются постановления об административных нарушениях. Отсюда их и отсылают нарушителям вместе с квитанциями о штрафах.
Раньше в автоматическом режиме фиксировали, в основном, превышения скорости. Сейчас в объектив прибора могут попасть и нарушения остановки и стоянки, проезд на красный свет светофора, выезд на полосу движения общественного транспорта и т. п.
С 1 июля 2013 года вступили в силу изменения в ПДД3 Российской Федерации, согласно которым в местах установки комплексов автоматической фиксации правонарушений устанавливается табличка «Фотовидеофиксация» (8.23) и наносится соответствующая дорожная разметка. Табличка применяется со знаками 1.1, 1.2, 1.8, 1.22, 3.1-3.7, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.20, 3.22, 3.24, 3.27-3.30, 5.14, 5.21, 5.27 и 5.31, а также со светофорами.
Разметка может применяться как для дублирования дорожного знака (таблички), так и самостоятельно.
Информирование водителей об автоматической фиксации правонарушений дает необходимый профилактический эффект и благоприятствует снижению уровня аварийности на данных участках дорог.
Будьте бдительны на дорогах! Внимательно следите за знаками и не нарушайте скоростной режим!
Попытайтесь опротестовать в суде постановление об административном правонарушении, которое якобы было зафиксировано в автоматическом режиме. Требуйте предоставить сертификаты на прибор и заключения о метрологической поверке. Также настаивайте на том, чтобы в суде представили фото- или видеозапись, на основании которой был выписан штраф.
Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД Водитель имеет право |